Лев Re-Pac побеждал в рэп-баттлах, когда ещё никто не слышал об Оксимироне и Гнойном. Он стал победителем крупнейшего русскоязычного рэп-баттла на сайте hip-hop.ru, где принимали участие 9 тысяч человек, в том числе Бабангида, Рем Дигга, Дуня, СД, Витя Классик, Хайд, Тони Раут и другие известные рэперы. Re-Pac считается одним из сильнейших фристайлеров – людей, способных красиво и остроумно рифмовать под бит на ходу. Меня заинтересовала личность Льва и фристайл-движение, которым он руководит. Так появилось это интервью.
Репак и Нойз МС фристайлят на «Вечернем Урганте»
Лев, давай начнём с твоей биографии (классическая тема для любого рэпера). Как ты пришёл в рэп?
Родился на окраине Москвы в Новогиреево. С восьми лет рос в обычной семье, учился достаточно хорошо, любил слушать музыку и читать книги. Написание рэпа и стихов для меня было рефлексией на происходящее. Потом я пытался копировать любимых исполнителей (Big Black Boots, Дельфин, Рабы лампы), а с появлением интернета и всей баттловой движухи весь мой круг общения перекочевал из интернета в реальную жизнь. Я выигрывал фристайл-баттлы, обрел локальную популярность, потом несколько лет ездил с фестивалем Урбания по городам-миллионникам России в качестве ведущего рэп-площадки. Это были масштабные события, на которые приходила вся местная молодежь: иногда у сцены собиралось до пяти тысяч человек.
Я старался уделять большое внимание фристайлу, и за пару лет из сборных концертов местных реперов фристайл-ивенты превратились в самые масштабные баттловые мероприятия. Они дали возможность талантливым ребятам проявить себя, многие из них сейчас занимаются творчеством профессионально. Я записал несколько альбомов, выиграл самый крупный русскоязычный интернет-баттл (9 официальный баттл hip-hop.ru), а дальше занимался написанием текстов под заказ и проведением или судейством мероприятий.
Получил образование по специальности «звукорежиссура кино и ТВ». Три года назад создал «Фристайл-мастерскую», и теперь мы движущая сила рэп-фристайла в России.
Про «Мастерскую» обязательно ещё поговорим. Расскажи, как можно подробнее о том, что такое фристайл, людям, которые вообще не в курсе этого явления. Откуда это всё пошло исторически?
Рэп-фристайл — это зарифмованная импровизация под ритмическую музыку. Строчки должны укладываться в музыкальные такты, а ударные слоги периодически должны попадать в сильные доли. Вот основные правила игры, в которую мы играем. Звучит достаточно запутанно, однако на практике всё проще.
Рифмованные импровизации встречались и в виде рэп-текстов у подростков из американских неблагополучных кварталов, и в качестве былин у сказителей в Древней Руси. Разновидности импровизационных соревнований – частушечный агон [деревенские «баттлы» авторов частушек на Руси], состязания ашугов [азербайджанских поэтов-песенников – помните видео «Ты кто такой – давай до свидания»?] или сэсенов [башкирские поэты-песенники].
Легендарный фристайл Нойза МС в поезде
Насколько, по твоему мнению, рэп и фристайлы являются формой поэзии? Были бы Пушкин и Маяковский хорошими фристайлерами?
Рэп – это самое актуальное современное словесное художественное творчество, а функцию поэтов выполняют рэперы. Их творчество — это отражение духа времени, в котором мы живем, и именно рэперы являются лидерами мнений среди молодежи. Рифмованная речь воздействует на людей сильнее, чем проза. Стоит любому блогеру записать клип, зарифмовать пару куплетов, и это видео собирает в разы больше просмотров.
Думаю, Пушкин был бы образцовым рэпером. Выдавал бы экспромтом свои фристайлы, писал бы диссы вместо эпиграмм, альбомы и концептуальные рэп-романы. Маяковский, может быть, и не фристайлил бы – но был бы хорошим баттловиком с парой крепких альбомов. Он мог быть блогером и использовать рэп для рекламных интеграций.
Согласен! Ты можешь срифмовать на ходу что угодно так, что все вокруг будут в восторге. Как тебе это удаётся: на сколько процентов, по-твоему, это талант, а на сколько – результат упорного труда? Как долго тебе понадобилось, чтобы войти в число лучших во фристайле? Выполняется ли здесь «правило 10 000 часов», согласно которому для мастерства в какой-то сфере нужно именно столько времени?
Думаю что способности у меня были. Мне не приходилось ломать голову над тем, каким образом рифмуются слова и в каком размере читаются стихи. Я постоянно слушал хип-хоп, многие русские треки знал наизусть и большую часть свободного времени посвящал написанию текстов.
Первую рэп-импровизацию я исполнил году в 2003, и тогда даже и представить не мог, что где-то существуют фристайл-баттлы и у зарубежных рэперов это обычная практика. Наверное, это звучало плохо и о каком-то глубоком смысле или филигранных рифмах не могло быть и речи. С 2005 года в Москве стали проводить фристайл-баттлы, а через год они проходили чуть ли не еженедельно. Я участвовал почти что в каждом, и часто оказывался в финале с Нойзом.
Для меня мастерство во фристайле — это стабильно хороший уровень рифмовки и осмысленности текста с периодическими яркими вспышками остроумия. И чем талантливей человек изначально, тем меньше часов ему потребуется для появления этой стабильности. Фристайл как хорошая компьютерная игра – easy to learn, hard to master. Но фристайлер никогда не застрахован от неудачных выходов: отсутствие концентрации, недонастрой или отсутствие контакта с аудиторией могут стать причиной плохой импровизации.
Один из недавних фристайл-баттлов Репака
Почему обычным людям стоит заниматься фристайлом?
Многим нравится, что в этом есть интеллектуальный вызов. Ты знаешь, что, скорее всего, твои первые фристайлы будут не очень, и все-таки берешь в руки микрофон и пробуешь. И ты никогда до конца не будешь уверен, что все пройдет гладко. Учишься концентрироваться, настраиваться. С другой стороны, учишься принимать себя таким как есть, с пониманием относиться к ошибкам. Поддерживать себя важно, чтобы продолжать расти во фристайле. Если заниматься бесконечным самобичеванием, это просто не работает. Тут эта связь максимально короткая и прямая.
Можно узнать новое о себе или выговориться в случае проблем. Часто ты фактически рассуждаешь на ходу, одновременно рифмуя и попадая в ритм. Мозг занят всеми этими процессами, и ты меньше контролируешь то, что говоришь. И ты проговариваешь какие-то неожиданные вещи, которые тебя беспокоят на самом деле и которые ты бы не решился затронуть в простом разговоре. Порой целые внутренние конфликты разрешаются.
Любопытное наблюдение: часто неожиданная сторона личности прорывается у девушек. Ведь их часто с детства учат быть «хорошими», нежными, подавлять негативные эмоции, а потом они во время фристайла, когда мозг отвлечен выполнением других задач, внезапно выдают жесткий дисс, и насколько они удивлены этим – написано на лице.
Рэперу фристайл помогает улучшить и разнообразить подачу текста. При регулярных импровизациях меняется подход к написанию рифм в треках: когда ты хорошо сочиняешь на ходу. банальные и очевидные рифмы откидываются. Ведь даже во фристайлах хорошим тоном становится стремиться рифмовать посложнее, и даже сложные рифмы сейчас люди уже составляют прямо на ходу.
Пример крутого американского фристайл-баттла
Есть ли научные исследования того, как фристайл действует на мозг?
Да, есть несколько исследований. Ученые начали с джаз-импровизаций, но потом принялись и за фристайл. Вот список мастридов на тему:
nih.gov/news-events/news-releases/your-brain-freestyle-rap
theatlantic.com/health/archive/2012/11/the-neuroanatomy-of-freestyle-rap/265414
rawstory.com/2015/02/off-the-dome-understanding-the-neuroscience-of-freestyle-rap
Пять художественных и пять нон-фикшн книг, которые советует прочесть моим читателям Лев Рэпак – это?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КНИГИ
Лео Перуц — Прыжок в неизвестное
Главный совет — не смотрите аннотацию, это испортит впечатление.
Кнут Гамсун — Голод
Если вдруг решите зарабатывать рэпом, на первое время может пригодиться.
Филипп К. Дик — Гибельный тупик (Лабиринт смерти)
Возможно, не лучшая его книга, на любителя, но я как раз любитель.
Дэниел Киз — Цветы для Элджернона
Отличный пример способа изложения, который не доступен в других форматах.
Герман Гессе — Сиддхартха
Помню, дочитал её и понял абсолютно всё в этой жизни.
НОН-ФИКШН
«Некрополь», Владислав Ходасевич
Поэты Серебряного века дают прикурить современным рэперам.
«Необыкновенное путешествие в безумие и обратно», Барбара О`Брайен
«Завтра я всегда бывала львом», Арнхильд Лаувенг
Книги про то, как не просто быть безумцем.
«Кино между адом и раем», Александр Митта
Если захочется поумничать в кино и предугадать события или реплики.
«Кради как художник», Остин Клеон
Библия для фрэшменов.
Многие мои друзья (да и я тоже, не буду скрывать) любят, дурачась, фристайлить в компании во время застолья, устроив импровизированный дружеский баттл. Дай три главных совета новичкам, которые помогут прокачать фристайл-скилл (помимо совета прийти во «Фристайл-мастерскую»).
Первое: выработать в себе желание сиять ярче всех. Второе: избавляться от слов-паразитов и говорить о них тем, кто ими злоупотребляет. Третье: уметь вовремя остановиться.
Ну вот, а я надеялся, раскроешь «секретный соус» фристайла! Ладно, другой вопрос. Раньше фристайл-баттлы были единственной формой рэп-баттлов. Потом на Западе, а затем и в России, на их место пришли офлайн-баттлы с заранее написанным текстом (Versus, Slovo), а фристайлы ушли на второй план. Почему это произошло? Будет ли это продолжаться и далее, будут ли фристайлы умирать?
Зачастую записанный текст интереснее и остроумнее многих фристайлов. И все же у фристайла есть и преимущества. Например, практически всегда неожиданный итог, разнообразие участников и всегда разная драматургия баттлов. А ещё контекстность – баттлы на повестку дня, к которым ближе к финалу приплюсовываются события вечера. Сама энергия часто очень крутая, когда все в зале понимают, что крутые вещи рождаются прямо на ходу, когда идет флип за флипом [flip – остроумный ответ на реплику оппонента в баттле], чистый диалог.
Разговоры о смерти фристайла пошли от того, что культура фристайла была очень молодой, и мало кто мог выдавать действительно интересно: простейшие рифмы, отсутствие панчлайнов [ударных строк] или оригинальных идей. Многие поиграли в это и наигрались. А во фристайле можно совершенствоваться. Можно учиться делать сложнее и интереснее. Раньше об этом никто не задумывался, сейчас уровень вырос, и ветераны фристайла сегодня не каждый раз могут пройти отбор. Мы запустили серию баттлов «Сила слова» в Powerhouse в Москве, и кажется, что это самые душевные рэп-тусовки в городе. Все вечеринки мы отсняли и планируем выложить в сеть.
Я знаю, в фильм «Баттл» тоже попадут кадры съёмки из такого мероприятия!
Ты говоришь об уменьшении роли фристайл-баттлов на Западе, но это не всеобщая закономерность. Фристайл буквально процветает в испаноязычных странах, там творится какое-то безумие, баттлы собирают кучу народа, фристайл-баттлы проходят по несколько штук в разных областях страны, есть сразу несколько национальных чемпионатов и, больше того, сразу несколько международных. Ознакомиться с происходящим можно в инстаграме @freestylerap_moment или просто прочитав через гугл-переводчик страницу «Фристайл-рэп» в испаноязычной википедии (лучше переводить на английский, результат будет понятнее): вот ссылка.
Я даже не знаю, как обстоят дела с заготовленными баттлами в испаноязычном мире, но согласись: при таком размахе фристайла это уже не очень важно. В действительности свои преимущества и законы есть у того и иного жанра. И это вряд ли прямая конкуренция, развитие одного жанра идет на пользу другому. Это игра с ненулевой суммой.
Топовый фристайл Эминема, 42 миллиона просмотров на Ютюбе!
Сейчас один из главных твоих проектов – «Фристайл-мастерская», в которой ты учишь людей самого разного возраста и уровня фристайлить. Зачем?
Идея не совсем в том, что «я учу». Мы не просто так называемся «мастерская»: становиться мастером — значит самому отвечать за свое развитие, а не ждать какого-то гуру, который тебя всему научит. Я собрал единомышленников, я показал им упражнения, стараюсь их во всем поддерживать, делиться опытом и выступать как организатор разных движух. Но учатся они сами. Каждый проходит свой путь к мастерству — или выходит из игры. Без этого ничего бы не работало.
За время существования мастерской мы выступили на AdidasBaseMoscow, Faces&Laces, AlfaFuturePeople, слетали в мини-тур с МТС и на всемирный фестиваль молодежи в Сочи, провели занятия в Летней школе «Русского репортера» и сыграли рэп-пьесы в Электротеатре «Станиславский» и Театре.док. Скоро выйдет баттл «Рвать на битах», в котором участвует наша участница Ксюха #Наполусогнутых. Леша KingSize уже выиграл несколько баттлов V1 (это главная фристайл-площадка Питера).
Легендарная сцена с фристайл-баттлами из концовки фильма «8 миля». Кролик (персонаж, которого играет Эминем) побеждает темнокожих рэперов из другой группировки. В детстве смотрел этот фильм раз 10 и знаю текст последнего баттла наизусть.
Сейчас мы начинаем врываться в информационное поле, и я уверен, что ребята себя ещё покажут. Хочу снимать со своими мастерами качественный видеоконтент, а моя сверхзадача – создание рэп-фристайл театра.
Больше всего я рад видеть в мастерской людей, которым это не просто «в прикол». Важно, чтобы у человека было желание так или иначе самореализоваться в творчестве. И по итогу отбить затраты: как минимум эмоционально, а лучше финансово.
Расскажи, как проходят занятия в мастерской.
Мы собираемся вечером, группа, как правило, от шести до десяти человек. Начинаем с упражнений.
Первое упражнение помогает лучше рифмовать. Я включаю бит, и при помощи генератора слов выбираю слово и придумываю строчку. Например, «Мастриды – это круто», и люди по очереди придумывают свою строчку, которая рифмуется на заданную.
— Мастриды – это круто
Сейчас зайду почитаю пару минуток
— Мастриды – это круто
Решил залипнуть перед сном и теперь засыпаю утром
— Мастриды – это круто
Именно там я узнал про Курта Воннегута!
И так далее.
Те, кто стремится к продвинутому уровню, могут в этом упражнении стараться придумывать составные рифмы, или рифмовать к середине строки, и так далее. Так что оно многоплановое.
Второе упражнение – на скорость подбора строк. Люди слышат строчку, им надо сразу зарифмовать её и продолжить ещё одной строкой для следующего участника.
Вот первая строка готова
–
В подборе рифм я подкован
У меня это получается просто
–
Все это результат творческого роста
Потому что у тебя много практики
–
Спасибо вам, сестрички и братики!
Мы стараемся создавать истории, не заканчиваем вторую строчку инфинитивом или вопросительной интонацией.
Примеры упражнений на занятиях
Затем мы играем в подобие игры «Крокодил», но загадываем слова – естественно, фристайлом. При этом зайти надо издали, после первых четырех строк не должно быть понятно, что это за слово.
После упражнений мы организуем баттл среди участников, в котором они же и являются судьями. Распределяем фристайлеров по парам, я включаю бит, даю тему, и они импровизируют. Иногда это просто раскрытие темы, иногда импровизация с выстебыванием соперника – каждый поступает исходя из своего желания. Запретных тем нет, но не припомню, чтобы приходилось что-либо модерировать.
Видеозаписи баттлов на занятии: удачных и не очень. Баттлят обычные любители и опытные фристайлеры.
Помоги мне задиссить людей, которые отписываются от моих каналов. Мне нужен универсальный дисс на хейтеров Мастридера – есть идеи?
Если ты отписался от Мастридера,
Не жди добра. Возможно, тебе проверить мозги пора,
Не удивлюсь, если у тебя там зияет внутри дыра.
Мастриды – это мастхэв для телеграма и твиттера!
Вопрос, который я подсмотрел у Тима Ферриса и теперь всем задаю: «Если бы у тебя была возможность вывесить огромный плакат, который увидят миллионы людей, что бы ты на нём написал»?
Приходи во «Фристайл-мастерскую».
Дисклеймер: мне не платили за это интервью! Кстати, ты обещал бесплатное занятие для моих подписчиков.
Да, приходите на пробное бесплатное занятие, если вам интересны фристайлы: уровень не важен – у вас может совсем не быть опыта, это не страшно.
Пишите мне в личку в Телеграме: @mrrepac, ВК: vk.com/repac или на почту (mrrepac@gmail.com).
Freestyle: The Art Of Rhyme – фильм о фристайле, который Репак советует посмотреть всем. Маствотч!